Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.
Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?
- плохая успеваемость;
- акты жестокости;
- употребление/злоупотребление ПАВ;
- ранний/незащищенный секс;
- проблемы с психическим здоровьем;
- суицидальные попытки;
- агрессивность;
- нежелание соблюдать социальные нормы;
- проблемы эмоционального характера;
- неспособность адекватно выражать свои чувства;
- неспособность преодолевать стресс;
- проблемы во взаимоотношениях с людьми;
- низкая самооценка.
Примеры деструктивного поведения детей:
- ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;
- причиняет вред самому себе;
- склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.
Деструктивное поведение в подростковой среде:
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.
Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
Ведущие признаки агрессивного поведения:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).Деструктивное поведение имеет две основных формы:
1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);
2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).
К причинам увеличения числа правонарушений и общественно опасных деяний среди несовершеннолетних можно отнести следующие:
- ориентацию несовершеннолетних на новые, плохо осознаваемые идеалы;
- рост безработицы;
- ухудшение условий жизни всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
- падение престижа образования, культуры, влекущее снижение культурного уровня, уровня образованности молодых людей;
- разрушение института семьи, рост числа разводов;
- высокий уровень употребления психоактивных веществ в обществе (особенно алкогольной и никотиносодержащей продукции);
- разрушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национального экстремизма.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей разных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе, профилактики правонарушений.
Проблемы
• Проблема повторной преступности, состоящих на учёте УИИ
• Проблема высокой криминальной активности подростков младших возрастных групп
• Проблема совершения преступлений в состоянии наркотического опьянения
• Проблема восприятий несовершеннолетними различных форм антиобщественного поведения как норма (запугивание, травля, издевательство)
• Проблема культивирования несовершеннолетними насилия в социальных сетях.
• Проблема обеспечения психологической и социальной помощью несовершеннолетних (особенно жертв насилия!)
• Проблема развития инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации, и коррекции девиантного поведения
• Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений реабилитации и ресоциализации детей.
Социально-деструктивное поведение
Социально-деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- социальная и личностная дискредитация;
- подрыв репутации или авторитета личности;
- склонность к критике, осуждению;
- открытое оскорбительно-непочтительное поведение;
- конкуренция.
Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения.