05 февраля 2024 в 10:20

Подростковый возраст. Деструктивное поведение.

 

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?

- плохая успеваемость;

- акты жестокости;

- употребление/злоупотребление ПАВ;

- ранний/незащищенный секс;

- проблемы с психическим здоровьем;

- суицидальные попытки;

- агрессивность;

- нежелание соблюдать социальные нормы;

- проблемы эмоционального характера;

- неспособность адекватно выражать свои чувства;

- неспособность преодолевать стресс;

- проблемы во взаимоотношениях с людьми;

- низкая самооценка.

 

Примеры деструктивного поведения детей:

- ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;

- причиняет вред самому себе;

- склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.

 

Деструктивное поведение в подростковой среде:

- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;

- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.

Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

 

Ведущие признаки агрессивного поведения:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденция к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).Деструктивное поведение имеет две основных формы:

 

1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);

2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

 

К причинам увеличения числа правонарушений и общественно опасных деяний среди несовершеннолетних можно отнести следующие:

- ориентацию несовершеннолетних на новые, плохо осознаваемые идеалы;

- рост безработицы;

- ухудшение условий жизни всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;

- падение престижа образования, культуры, влекущее снижение культурного уровня, уровня образованности молодых людей;

- разрушение института семьи, рост числа разводов;

- высокий уровень употребления психоактивных веществ в обществе (особенно алкогольной и никотиносодержащей продукции);

- разрушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национального экстремизма.

 

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей разных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе, профилактики правонарушений.

 

Проблемы

• Проблема повторной преступности, состоящих на учёте УИИ

• Проблема высокой криминальной активности подростков младших возрастных групп

• Проблема совершения преступлений в состоянии наркотического опьянения

• Проблема восприятий несовершеннолетними различных форм антиобщественного поведения как норма (запугивание, травля, издевательство)

• Проблема культивирования несовершеннолетними насилия в социальных сетях.

• Проблема обеспечения психологической и социальной помощью несовершеннолетних (особенно жертв насилия!)

• Проблема развития инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации, и коррекции девиантного поведения

• Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений реабилитации и ресоциализации детей.

Социально-деструктивное поведение

Социально-деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

- социальная и личностная дискредитация;

- подрыв репутации или авторитета личности;

- склонность к критике, осуждению;

- открытое оскорбительно-непочтительное поведение;

- конкуренция.

Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения.

 

 

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9