Консультации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие зрительной памяти у детей в домашних условиях.

Важную роль в запоминании зрительных образов у детей играют тактильные ощущения. Так как ребёнок познаёт мир в основном в игровой форме, ему очень важно иметь прямой контакт с вещью. Игра с таким предметом создаёт насыщенные зрительные образы, делает их запоминание лучше. Поэтому, подбирая развивающие игры для ребёнка, старайтесь отдавать предпочтение тем играм, которые можно потрогать, рассмотреть.

Упражнения для развития зрительной памяти, выполняются с использованием – картинок, игрушек, книжек со сказками и стихами.

Инвентарь: поднос и несколько разных игрушек небольшого размера: яркий кубик, небольшая кукла, зайка, маленький мячик, игрушечный телефончик и другое.

Ход занятия/игры: показываем ребёнку поднос (можно разложить просто на столе) и игрушки. Раскладывая на подносе игрушки, вы называете каждую из них, даёте в руки разглядеть и потрогать. Обратить внимание на отдельные признаки этой игрушки («мягкий», «красный», «круглый»). После этого просите ребёнка отвернуться или закрыть глаза. Вы можете использовать салфетку, которой вы будете накрывать поднос с игрушками. Пока ребёнок не смотрит, быстро убираете с подноса одну из игрушек, после чего разрешаете ребёнку взглянуть на поднос.

Задача - определить, какая игрушка исчезла с подноса. Если он затрудняется с ответом, подсказываем ему, называя признаки («мягкий», «белый», «круглый» и т.д.), не называя его. После этого достаёте игрушку и показываете её в подтверждение того, что дан правильный ответ.

Можно усложнять задание, убирать сразу несколько игрушек. Ребёнок должен суметь запомнить все предметы и правильно определить, чего не хватает.

Есть другие варианты усложнения. Например, время от времени не прятать игрушку, а лишь менять расположение предметов на подносе. В этом случае ребёнок должен не только понять, что все игрушки остались на месте, но и определить, какие из них поменялись местами.

       Также можно использовать другой вариант взаимодействия с ребенком используя четыре картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или четыре игрушки. После рассматривания картинок вы раскладываете их на столе и просите ребёнка запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваете, а ребёнок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Вопрос: Нужно ли приучать ребёнка с двигательными нарушениями к работе по дому? И как это сделать?

Ответ: Очень важно приучать любого ребёнка к работе по дому. И чем раньше вы придумаете ему посильное занятие, тем лучше.

Детям нравится чувствовать себя полезным в семье, помощниками мамы или папы. Ребёнок – полноправный член семьи. Кроме того действия, связанные с помощью по дому, развивают у малыша: осанку и крупную моторику, слух и речь, мелкую моторику рук, зрение и общение (коммуникативные навыки), а также – самостоятельность.

Пока ребенок маленький или не может самостоятельно сидеть, он может выполнять действия, сидя у взрослого на коленях: складывать в корзину игрушки, протирать зеркало или стол после рисования. Уже с 18 месяцев малыш начинает повторять действия старших членов семьи – поощряйте его в этом. Учите вашего ребенка накрывать на стол, заправлять кровать, мыть посуду, помогать в приготовлении пищи. Если ребёнок умеет самостоятельно сидеть и у него работает хотя бы одна рука, он может научиться практически всему, что может делать здоровый человек. Если маленький человечек не может сидеть, укладывайте его на живот, подложив под грудь валик. Тогда у ребёнка будут свободные руки, и он сможет выполнять посильную работу. Ну и приобретайте для своего малыша технические средства реабилитации, такие как опоры для стояния, опоры для сидения и прочие приспособления, которые значительно упрощают процесс жизнедеятельности детей с особыми потребностями.

Главное терпение! Не надо делать за ребёнка, ссылаясь на нехватку времени. И конечно не забывайте хвалить своего ребенка, даже если у него не всё получается.

Вопрос: Как безопасно поднимать и носить ребенка с низким мышечным тонусом?

Ответ: Для начала нужно определить, что такое тонус мышц, тонус – это небольшое постоянное преднапряжение мышцы, позволяющее ей в любой момент быть готовой к намеренному сокращению. Существует высокий мышечный тонус (гипертонус) и низкий мышечный тонус (гипотония).

Гипертонус - нарушение можно заподозрить по чрезмерной зажатости и скованности ребенка, не соответствующей возрасту.

Гипотония - низкий тонус проявляется вялостью, слабыми движениями ручек или ножек, свисанием конечностей (поза лягушки), вялыми движениями и поздним развитием возрастных навыков.

Ребенку с низким мышечным тонусом необходима дополнительная поддержка от взрослых. Чтобы поднять ребенка с низким мышечным тонусом нужно помочь ребенку сесть из положения лежа:

  • Сгруппируйте ребенка таким образом, чтобы ноги и руки соединялись над животом.
  • Помогите ему сесть, подтягивая к себе за руки, или через сторону с опорой на локоть.
  •  Когда поднимаете ребенка, держите его ближе к себе.

Никогда не тяните ребенка с пониженным мышечным тонусом за руки:

  • Его голова и ноги не зафиксированы.
  • Это может травмировать суставы шеи и плеч.
  • Ребенок не сможет научиться правильно садиться.

Как правильно носить ребенка с низким тонусом мышц:

  • Старайтесь носить ребенка лишь в случае крайней необходимости. Используйте любую возможность, чтобы он активно двигался.
  • Для большей устойчивости поддерживайте таз ребенка на уровне вашей талии.
  • Поддерживайте ребенка за грудь, чтобы он сам держал голову.
  • Поощряйте ребенка, чтобы он держал голову.

Преимущества правильного ношения и ухода:

  • Укрепляются мышцы спины и улучшается осанка.
  • Ребенок более спокоен и испытывает положительные эмоции.
  • Улучшается контроль непроизвольных движений.
  • Ребенок может поворачивать голову и следить за окружающим миром.
  • Ребенок и родитель могут общаться.
  • Уменьшается нагрузка на позвоночник родителя.

Правильное ношение и уход являются частью реабилитационной программы для каждого ребенка.

Вопрос: зачем ребенку с ДЦП нужна ортопедическая обувь, если он не ходит?

Ответ: Понятно почему нужна ортопедическая обувь малышу, начинающему ходить: стопа ещё не сформирована, мышцы слабые.

         У ребенка с ДЦП при любой форме стопа сформирована неправильно: плоскостопие, заваливание вовнутрь или наружу. Поэтому малышу нужно как можно раньше подобрать ортопедическую обувь с правильной ортопедической стелькой. В этом поможет врач-ортопед, который поставит верный диагноз. Иначе с возрастом могут сформироваться контрактуры, сустав станет неподвижным. 

         Стопа ребенка должна находиться в правильном анатомическом положении постоянно на улице и дома, даже если он не встает на ножки. Если же у него есть опора на ноги, то малыша необходимо ставить в спецтренажеры для стояния (вертикализаторы) и, конечно же, в ортопедических ботиночках. Если -  слабый тонус, то обувь все равно необходима! Нога может с возрастом провиснуть, закостенеть, и тогда вы не сможете надеть своему ребенку никакую обувь. Стопа очень сложный орган. Операции на стопы – процесс длительный, болезненный и малорезультативный. Лучше избежать деформаций стопы, а в этом как раз и помогает ортопедическая обувь.

Вопрос: Какие позитивные и негативные аспекты присутствуют в использовании вспомогательных и специальных приспособлений для детей – инвалидов?

Ответ: Каждому родителю, у которого есть ребенок с различными нарушениями,  нужна определенная помощь, как в бытовом воспитании ребенка, так и в социальном. Для осуществления данной поддержки родителям и детям существуют различные  виды вспомогательных средств. Их можно покупать уже в готовом виде, либо создавать своими руками. Цели использования приспособлений:

  • смена неправильных положений тела на физиологически правильные
  • накопление ребенком собственного опыта
  • облегчение дыхания и приема пищи
  • обеспечение самостоятельной активности ребенка
  • способствование установления контакта с ребенком

Позитивные аспекты использования оборудования  для ребенка:

  • ребенок получает возможность для взаимодействия с окружающими людьми и может узнать для себя что-то новое об окружающем мире
  • способствует развитию самостоятельности ребенка
  • с помощью вспомогательных приспособлений изменяется нагрузка ребенка, что приводит к торможению патологических процесссов
  • улучшается кровообращение, дыхание
  • у ребенка появляется шанс самостоятельно питаться
  • у ребенка появляются новые ощущения, он по-другому чувствует свое тело в пространстве.
  • улучшается концентрация внимания

Также существуют и негативные аспекты использования оборудования для детей-инвалидов:

  • иногда специальное оборудование препятствуют полному и непосредственному участию ребенка в событиях, которые происходят вокруг
  • ребенок в тяжелом состоянии не способен самостоятельно фиксировать сое тело в высоком положении – его необходимо все время поправлять
  • собственные двигательные возможности ребенка в зависимости от обстоятельств ограничиваются.

Вопрос о целесобразности использования специальных приспособлений необходимо решать индивидуально, исходя из задач реабилитации конкретного ребенка. В этом Вам могут помочь специалисты различных профилей:педагоги, психологи, реабилитологи.

Вопрос: Что делать родителям, если у ребенка обнаружено расстройство развития речи?

Ответ.  Для начала определим, что такое нарушение речи. Это отклонение от нормы в развитии речи у человека, когда происходит нарушение вербальной коммуникации, нарушается речевая моторика. Основные причины возникновения данного нарушения: биологические и социально-психологические.

Биологические факторы:                 

  • Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору
  • Вирусные заболевания матери во время беременности
  • Наследственные факторы
  • Родовая травма
  • Заболевания в первые годы жизни ребенка

  Социально-психологические факторы:

  • Недостаточность речевого общения ребенка со взрослыми
  • Излишняя стимуляция речевого развития ребенка
  • Неадекватный тип воспитания
  • Педагогическая запущенность
  • Психологическая травма, связанная с сильным стрессом (испуг, насилие, горе и т.д.) 

   Классификация расстройств развития речи:

  • Нарушение устной речи.
  • Нарушения письменной речи. 

Задержка речевого развития у ребенка  - отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают речью, но значительно позже и поэтому возрастные рамки сдвинуты.

Рекомендации родителям для выявления нарушения речи у детей:

Для подтверждения диагноза у ребенка, родителям нужно пройти следующих специалистов: детского невролога, логопеда, медицинского психолога (нейропсихолога),  педагога-психолога, дефектолога. Стоит обязательно пройти каждого из этих специалистов, поскольку в дальнейшем, если несвоевременно выявить данное нарушение и не назначить лечебно-реабилитационные мероприятия, существует высокая вероятность того, что ребенок будет ограничен в таких категориях жизнедеятельности, как обучение и общение. В тяжелых случаях ребенок будет полностью дезадаптирован в социуме.

Помните, чем раньше выявится нарушение у ребенка, тем выше шанс на компенсацию и возможное восстановление проблемной функции или ее замещение.

Вопрос: Как влияет гиперопека на воспитание детей?

Ответ: Гиперопека – это преувеличенная чрезмерная забота о ребёнке. Проявляется гиперопека в желании и реализации родителями повышенной заботы о ребёнке, даже когда ребёнку ничего не угрожает.

Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным способом.

Какие последствия нас ожидают? Ребенок начинает добиваться своей власти любой ценой: криком, плачем, разбрасыванием игрушек, то есть мы взрослые создаём условия для ребёнка на проявление негативных эмоций, так как он понимает, что его требования будут выполнены.

В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их оценить, так как чрезмерное вмешательство родителей не даёт ребёнку достичь самому цели, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. Он теряет способность к решению трудных ситуаций и ждет помощи от родителей, любое препятствие для ребёнка, оценивается им как непреодолимое.

Родитель передавая беспокойство и тревогу, порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска в каких-то ситуациях, отсутствие своевременно развитых навыков общения и формирование личности.

Проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации специалиста, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов.